суббота, 8 сентября 2007 г.

Финансовый менеджмент

Ну что ж, в пятницу у нас было первое занятие по Финансовому менеджменту.

Впечатление в целом: понравилось. И предмет и преподаватель. МИРБИС постарался и нашел, как того и требует разумный смысл, не просто академического лектора, а реалного практика, занимающегося консалтингом. Кстати, преподаватель получил степень MBA в Германии. (Штаты уже не рулят :) )

Предлагаю вашему вниманию эссе на тему, что такое "Финансовый менеджмент. Выжимки из моей головы. Часть 1. Введение."

Ну, поехали.

Целью существования любой компании является прибыль. На ее родимую и ориентирована любая деятельность. Это очевидная истина, с которой могут поспорить только коммунисты.

Вторая цель, которая стоит даже выше, чем прибыль - это максимизация стоимости компании.

Вопрос: почему эта самая "максимизация стоимости компании" является все-таки целью для компании, причем настолько важной?
Во-первых, каждый предприниматель, будь то владелец контейнера на Черкизовском рынке или один из акционеров транснациональной нефтегазовой компании, хочет продать ее завтра (в случае чего) дороже, чем купил сегодня. Провел свет в контейнер, прикрутил умывальник с водой, подключил обогреватель - стоимость уже возрасла. С этим все интуитивно понятно. Но есть еще и вторая причина, на первый взгляд, не особо заметная.
Корни ее уходят в историю становления предпринимательства в Соединенных штатах и Западной Евпропе. В силу сложившихся обстоятельств, местные компании могли получить денежные средства на свое становление (и будущее обогощение своих учередителей) либо путем кредитования у банков (например, в Германии), либо путем выпуска акции, которые купили бы различные фонды в США. С точки зрения частных лиц, механизм одинаков - банки и фонды собирают у них по чуть-чуть "лишние" деньги и дают их в достаточно большом количестве фирмам, которым они требуются. Естественно, что население доверит свои сбережения только тому банку/фонду, у которого хорошая история, и который приносит доказанный временем удовлетворительный доход. В свою очередь это значит, что банки и фонды должны также определенным образом выбирать компании, в которые они будут инвестировать деньги своих вкладчиков, чтобы в будущем не потерять доверие последних. Вот тут и появляется понятие стоимости компании, а именно ее увеличения.

Наиболее привлекательными для инвестиций являются компании, стоимость которых постоянно растет. Никто не будет вкладывать деньги в то, что находится на стадии спада (если, конечно не обладает инсайдерской информацией, но сейчас не об этом) или в то, что не обладает явно выраженной стоимостью. Таким образом, со стратегической точки зрения, для компании очень важно постоянно увеличивать свою стоимость, это делает возможным для нее привлечение заемных средств, которые в современном глобализованном мире могут быть запросто привлечены и использованы ее более смышленным конкурентом. Результатом этого, что очевидно, станет потеренное рыночное положение.

С важностью увеличения стоимости компании разобрались. Отметим только еще один интересный момент. Указанные две основные цели финансового менеджмента могут противоречить друг другу. Прибыль требует уменьшение текущих расходов (обучение персонала, защита окружающей среды, разработка новых технологий), но, с точки зрения, устойчивого положения компании через год, два, три.... эти самые расходы уже не являются неоправданной тратой средств. Это как раз то, за счет чего компания будет конкурировать в будущем, то что будет определять ее стоимость завтра. Как говорится, хочешь развиваться - жертвуй частью прибыли сегодня. Важно это понимать. Не будем здесь останавливаться на размышлениях по поводу того, насколько востребованными окажутся разрабатываемые технологии и обученные люди в условиях турбулентной среды завтра, а двинемся дальше.
В рамках финансового менеджмента (попросто говоря, управляя финансами фирмы) все принимаемые решения можно разделить на три типа:

1. Инвестиционные решения. Они принимаются, когда встает вопрос, что нужной нашей фирме и в каком количестве.

2. Финансовые решения. Это самый главный тип решений. Он отвечает на вопросы где я возьму денежные средства, для обеспечения инвестиционных решений, какая часть этих средств будет собственной, а какая заемной и т.д..

3. Операционные решения. Они связаны с текущей деятельностью компании.

Теперь напишу немного о "проблеме доверенных лиц" и что из нее вытекает.

Суть проблемы в следующем: есть акционеры, которые ставят определенные цели перед наемными менеджерами, передают им ресурсы (кто денежные средства, кто особняк под будущий офис на Сретенке, а кто просто старый Мерседес жены) и ограничения (например, акционеры не хотят чтобы отношение долг/собственный капитал было больше какой-то определенной величины). Менеджеры принимают эти ресурсы с ограничениями и отвечают за исполнение поставленных целей. Они работают за вознаграждение, которое является ничем иным, как уменьшением прибыли акционеров. Вот тут то и начинается несовпадение личных целей обоих групп. Менеджеры обладают наиболее полной информационной картиной о том, что происходит в веренной им компании и стараются использовать эту информацию в своих целях. Для недопущения такого перекоса, в современных компаниях используется контроль (внутренний или внешний) и сразличные формы отчетности.

Ну, на сегодня все. Пока писал все это, чуть не взорвал собственный мозг, прокрутя эту информацию через него. Следующая лекция по финансовому менеджменту в ближайшую пятницу. До нее выложу пост, который уже готовится, про прослушанный курс по маркетингу. Хе-хе, ведение в специальность типа :)

вторник, 4 сентября 2007 г.

Пока не переезжаем

Вчера администрация группы ответила на форуме, что в течение ближайших 2-х неделей занятия, по-прежнему, будут проходить в здании Плехановской Академии. Это гуд.
Сегодня по расписанию первое занятие в этом семестре. Это будет английский язык.
Поэтому, в качестве самоподготовки к занятию расскажу вам о том, как проходят занятия по английскому в нашей бизнес-школе.
До начала обучения на MBA, я ежегодно, в течение 5 лет, занимался английским языком на курсах. 4 года из них, преподавателями были носители языка, native speakers, так сказать.
Я ожидал что-то наподобии этого и здесь. Но нет. Английскому языку на программе MBA учат отечественные преподаватели.
Второе замечание: не выдается литература по английскому. Пришлось покупать учебник самому (учебник из разряда тех, по которым учат на курсах - classbook формата А4). Стоит не дорого, но учитывая заплаченные 82500 за семестр, было немного неуютно.
И третье, занятия проходят всего один раз в неделю, а этого, те, кто учил язык, знают, ой как мало.
Плюсы: нас всех разделили на групы методом тестирования грамматических знаний. В нашей (якобы advanced группе) сейчас занимается по 2-3 человека, так как остальные сдали экзамен досрочно (им обещали компенсировать оплаченные занятия) and do not attend class whith us.
Resume: It is not perfect, but it is a really opportunity for individual studies.
P.S. Может это только в нашей подгруппе так сложилось.....

понедельник, 3 сентября 2007 г.

Завтра в институт, а куда ехать то?

В конце прошлого года выяснилось, что МИРБИС - наша бизнес-школа, переезжает в новое здание. До этого она очень удобно располагалась в здании Плехановской академии на Серпуховской - меньше минуты пешком от метро. Причина переезда не известна, официально - собирают все территориально разнесенные подразделения под одной крышей. Новое место - в районе Марксистской. (многие наши слушатели были недовольны - одним из критериев выбора был как раз территориальный).
Вывесили нам тут в виртуальном классе расписание - завтра английский. А куда ехать???
Новый адрес то есть на сайте, но и старые там не отменили. В координатах присутствуют адреса нескольких корпусов, включая и главный, где мы всегда занимались.
Одна из слушательниц задала вопрос на эту тему в виртуальном классе. Ждем-с. Не порядок. Могли бы заранее сообщить......