пятница, 28 сентября 2007 г.

Casual Friday или Ура! Пятничка настала!

Всем тем, кто всю неделю бесприкословно трудился
на благо работодателя и выжил в этой нелегкой борьбе
посвящается.

Представляю "пилотный" выход рубрики Casual Friday.

1. Мы сидим, а денежки идут.

2. Не забываем и о любви даже в рабочее время.





3. Для тех, кто еще не разобрался где у нее кнопка....плохие новости! Оказывается их несколько!

4. Наружная и внутренняя реклама. Западный вариант. Тренируем творческую мысль перед выходными :)

Indoor реклама


Outdoor реклама

Outdoor реклама


Социальная реклама

5. Для тех, кто против засилья "иностранщины" в могучем русском предлагается рассмотреть отечественный вариант известных брендов.

6. Проверяемся на испорченность.

Всем удачных выходных!
Ну а мне еще учится сегодня, о результатах доложу после.

четверг, 27 сентября 2007 г.

Оффтоп: ограниченность ресурсов или кто съел мое котлету?

Не знаю с чего именно, может в виду просмотренных вчерашних новостей относительно контрольных поездок нового премьер-министра по регионам и очередной народной эйфории в виду этого на тему "вот сейчас заживем", задумался я об ограниченности экономических ресурсов.
Это базовое понятие, с которого начинается курс "Экономической теории", очень часто остается вне поля зрения среднестатистического индивидуума. Тем самым, кстати, помогая ему спокойней спать и оптимистичней смотреть в будущее.
Она (экономическая теория) говорит нам о том, что мы живем в мире ограниченных ресурсов при все возрастающих потребностях. Типичный злободневный тому пример - это постоянно растущая в цене нефть. Ее мало в недрах раз и объемы добычи жестко лимитируются ОПЕК - два. А хотят ее практически все, три.
Далее, экономическая теория говорит нам, что основной своей задачей она видит наиболее эффективное распределение этих самых ограниченных ресурсов. Другими словами, чтобы всем было хорошо. Но на деле, как обычно, все наоборот! В противовес теории, "экономическая практика" просто таки диктует нам "концентрируй максимум ресурсов в своих руках"! Та же самая нефть....
Нет, забудьте про нефть. Вспомните лучше как вы получаете канцелярские товары в офисе.
Карандаши и липкие листочки (чтобы записывать список дел на выходные и наименование подлежащих закупки продуктов) - отличнейшие ресурсы. Спросите любого менеджера, сколько ему их предоставить: 10 или 20 единиц? И он ответит, что 20. И пускай потом бумага пожелтеет в ящике стола от старости, а карандашами вы будите мешать чай. А ведь могло же быть наоборот - потребовалось бы записать что, а нет - закончилось все.
Вообще борьба за ресурсы в современной корпоративной культуре является чем-то вроде неписанной обязательной составляющей. Каждому отделу нужно больше бумаги, компьютеров, денежных средств и толковых специалистов. И выливается это в борьбу между отделами. Причем, иногда не хватка ресурсов является еще дополнительным козырем.

Вспоминаю, как на моем предыдущем месте работы, в рамках одного отдела делились компьютеры между подразделениями (предприятие было государственное и техника закупалась крайне редко). Каждое находило миллион причин, объясняющих свою потребность в оборудовании. Побеждал наиболее убедительный. У остальных появлялся шанс в будущем ссылаться на отсутствие материальных средств для быстрого выполнения работы...

Ресурсы всегда ограничены, о чем бы мы не говорили. Нефть в мировом масштабе, карандаши в рамках организации, компьютеры в отделе.... То, что пока что в свободном доступе, просто еще никому не нужно, не нашли этому еще материально выгодного применения.
Ну, в общем пора закругляться, регионам желаю успеха в дележе гос. бюджета - вернулся к тому с чего начал, а всем остальным на закуску (кстати, слово как раз подходит) следующая моя личная история.

Типичный житейский пример ограниченности ресурсов - столовая, в которой я ем на работе в обеденный перерыв. Так как я учусь по вечерам, то на обед хожу ближе к закрытию столовой - к 14.30 - 15.00 часам. Как правило, выбор там к этому времени не такой уж и большой, но съесть салат, первое и второе (а компот?(с)) и компот :) можно. Плюс, отсутствует очередь, характерная для более раннего времени. Но! Так как мы живем в мире ограниченных ресурсов - количество оставшихся в наличие блюд невелико.
Теперь фишка: в одном из соседних офисов работает миленькая хрупенькая предпенсионерочка - типичный повод выделится для пионера и уступить место в метро. В рамках нашего эссе, ее особенность в том, что дама никогда не ест гарнир, но зато берет двойную порцию мяса! Она кушает первое, 2 салатика и 2(!) горячих(мясных или рыбных) блюда. Мне лично эта ее особенность была бы не важна (только приятного аппетита, не больше), если бы не одно но..... Ее временной момент посещения столовой четко совпадает с моим. Можно, я думаю, не продолжать, что "ограниченный ресурс" в виде котлет и антрекотов, оказавшись в очереди перед тобой, она подчищает полностью. (Пару раз я так попадал, причем в первом - даже пропустил ее в дверях вперед себя. Исключительно из-за врожденной вежливости). Внимать к женщине на раздаче, чтоб "не более 1 штуки в одни руки" не имеет никакого смысла, так как она просто делает свою работу, как и вся столовая в целом - продает, и держать товар в надежде на возможного покупателя, нет никакого смысла.
Мораль: Единственный выход - либо приходит совсем рано, при этом стоять в очереди, перерабатывать "пищу" раньше, чем тебе того требуется и ближе к вечеру искать, где-бы "догнаться", либо просто успеть раньше бабули.
Параллели с реальным миром, я думаю, вы проведете сами.

В отличие от реальной жизни, в компьютерных играх ограниченность ресурсов преодолевается простым использованием секретных кодов

Анонс: с завтрашнего дня начинаю еженедельную пятничную рубрику Casual Friday.

вторник, 25 сентября 2007 г.

HR: Обучение персонала

Вернемся от наших помидоров к "Управлению человеческими ресурсами" и поговорим на тему обучения персонала. Вас, как работника крупной транснациональной FMCG корпорации или маленькой фирмы по заправке картриджей, базирующейся в одном из подвалов на Профсоюзной улице, когда-нибудь чему-нибудь учили? Меня - да. Но об этом позже.

Сегодня пробежимся просто по тезисам. Тема обширна, и я дам только выжимку.
Как и все в бизнеса, обучение сотрудников идет от стратегических целей! Просто так отправить Мишу из бухгалтерии учиться Международным стандартам финансовой отчетности - бессмысленно. Это будет простая трата денег. А вот если в планах компании первичное размещение и скоро придется приводить всю бухгалтерию в порядок, то нужно сотрудника "наполнить" знаниями, которые ему однозначно потребуются в скором будущем (хотя здесь всегда есть дилема: обучить имеющихся сотрудников или набрать новых).

Компания не просто обучает сотрудников, а инвестирует деньги в свое конкурентное будущее

Помимо стратегических целей, есть еще и локальные моменты: провал в продажах, например. Почему? Может презентационные навыки сейлзов "прокачать"?

Вспоминаю, как на моем предыдущем месте работы посылали народ изучать MS Office. Как правило, туда отправлялись дамы предпенсионного возраста, порой это рассматривалось как поощрение. Учились там день через день и "осваивали" Word, Excel и PowerPoint. Последние две программы на предприятии практически не использовались, а обучившиеся применяли новые знания для набора служебных записок в Ворде с последующей ручной нумерацией страниц.

Укрупненный алгоритм проведения обучения выглядит так: анализ потребностей, планирование, проведение, анализ эффективности.
Про анализ потребностей я написал чуть выше (либо стратегия требует, либо мелкие "косячки" текущей работы персонала - подправим их, и наши заработают еще более эффективно!).
Планирование обучения: кого будем учить? (Петю, Машу и Наташу). А уровень знаний у них одинаковый? Может их в разные группы разнести, а то Петя пришел к нам в компанию уже с прослушанным базовым тренингом продаж, а Маша, вообще, еще не в теме? Сюда же относится выбор тренера: кто будет учить наших людей? Собственный тренер (опытный сотрудник со стажем) или компания со стороны? При подборе компании со стороны, нужно иметь в виду, что деньги платятся ДО тренинга, а качество его видно во время или после. Соответственно, к выбору компании поставщика тренинговых услуг нужно относится серьезно. Рекомендуется перед тренингом ознакомить тренеров с работой самой компании, что должно поспособствовать лучшему пониманию ими всех особенностей, а так же подбору специализированных кейсов.

Года 2 назад закупил мой прежний работодатель систему 3-х мерного проектирования и тренинг по ней. Местный отдел обучения направил по отделам просьбу подать заявки на обучение. Отделы подали: отправили по одному здравомыслящему человеку (у кого был уже опыт работы в аналогичных программах) и тех, чей отрыв от производства ни на что не повлияет. В итоге - из нескольких отделов собралась уникальная группа: кто-то летел впереди паровоза, а кто-то полз, как черепаха.
Относительно целесообразности этого курса, я промолчу. Программа так и не использовалась.

Можно проводить обучение и силами собственного персонала. Есть такая тема и в некоторых компаниях она превалирует.

Например, в моей текущей :)

Анализ эффективности тренинга. Очень важная вещь. Сложность в том, что нужно знать, что мерить :) А это должно закладываться на этапе планирования и контактирования с внешним тренером (или внутренним): что мы хотим получить после тренинга и, главное, как мы это будет измеряться. Рост продаж? Измерить можем. Но кто сказал, что он не связан с пошатнувшейся позицией нашего основного конкурента? Надо уметь отделять эти данные друг от друга.
Особенности проведения тренингов в том, что обучают, как правило, взрослых (не рассматриваем McDonalds). А взрослые люди после 25 лет имеют, так называемый, "информационный фильтр". Что это такое? Говоря проще, это совокупность всего опыта прожитых лет плюс слегка "подзабитая" память (эх, зачем я учил в школе столько стихов) и критических взгляд на источник информации: вот вы читаете сейчас, что я пишу и думаете, что он несет? все же не так! вообще, что это за парень? да я сам по первому высшему учитель младших классов, а он мне будет рассказывать, как обучать?? Это и есть информационный фильтр. Задача при обучении взрослых его преодолеть. Самый действенный механизм - использовать желание самого взрослого учиться.

Внимание! В обучении важно не переучить сотрудника! Не нужно впихивать ему в голову тренинг за тренингом, да еще при этом не подымая зарплату и оставляя новые знания не востребованными. Сотрудник увидит, что теперь на рынке он стоит реально больше, чем вы платите ему и уйдет.
Опытным путем западные консультанты пришли к цифре 10% - суммарные затраты сотрудника на обучение в год. Эти 10% берутся от годовой зарплаты (чистой, не учитывая бонусы) сотрудника. Больше этой величины тратить на обучение не имеет смыла.
За сим на сегодня все. Учитесь и тренируйтесь.

P.S. Как я и думал "узкое" место нового здания МИРБИСа (лифт) дает о себе знать. В понедельник уехал третим заходом, во вторник вторым. В пятницу пойду по лестнице.

P.P.S. А вообще, ходят слухи, что УРАЛСИБ купил МИРБИС.

понедельник, 24 сентября 2007 г.

Оффтоп: о ценообразовании и остальных Пи

Столкнулся на выходных с реальным использованием маркетинговой концепции 4P. Для тех, кто подзабыл, напомню, а кто помнит - смело пропускайте и читайте дальше со слов в воскресенье с утра....:
Продукт (Product) - качественный (в глазах потребителя), востребованный, конкурентноспособный и т.д. продукт; Например, бутылочка воды.
Цена (Price) - правильно выбранная цена продукта с учетом его позиционирования - нефиг продавать воду из-под крана за 2 копейки, если мы говорим, что это горная родниковая вода с уникальными целебными свойствами и быстрой доставкой на дом в район Рублевского шоссе.
Место продажи (Place) - нашу "уникальную" воду из luxary сегмента не надо продавать в палатках на Багратионовском рынке и в продуктовых магазинах-дискаунтерах (аля "Дикси" и "Копеечка"), ей место только в "Седьмом" и "Азбуке Вкуса", ну, на крайняк, в "Перекрестке". Сюда же можно включить и взаимодействие со всей сбытовой цепочкой.
Продвижение (Promotion) - это наша коммуникационная политика с потребителем (а можно и внутри самой фирмы пополоскать мозги - я это, кстати, только поддерживаю). Для того, чтобы потребитель понял, что наша водичка не для всех, нужно придумать, как мы ему это расскажем, как поможем легко найти бутылочку на полке магазина (мерчендайзинг нам поможет) и как мы простимулируем его пробную покупку.

В воскресенье с утра я повез родителей на овощной рынок в Теплый Стан (пользуется большой популярностью у москвичей, по параметру дешевизна). Они там отовариваются овощами и фруктами часто, а я там давно не был. Не буду рассказывать, как мы пробирались сквозь лотки с брюками и куртками, расположенными напротив палатак с селедкой к овощным рядам, а раскажу сразу о том как делали покупки.
Итак, покупаем помидоры. Цена - вполне удачная: 30 рублей за 1 кг. Попросили 3 кг.
Продавец набирает нам помидор в пакетик, завешивает, накидывает еще и еще....
-О! - говорит, - 3 кг. Затем накидывает еще немного и добавляет:
- на сто рублей теперь будет!
Батя берет пакет, вынимает из кармана безмен и говорит:
-Сейчас посмотрим.......
Продавец тянет руки к безмену, мол давай, я сам сейчас завешу, покажу!
- Не, не надо, мы сами. А ноль на наших весах правильный, вот - смотри! - отвечаем мы.
Взвешиваем, не хватаем 0.5 кг. Нормально так, да? На 3 кг, 500 грамм открутить. А сам еще нам, напомню, до 100 рублей набросил! Итого: вместо 75 хотел 100 срубить. То есть реальная цена, по которой он продавал, на 25% выше заявленной!
Не сопротивляясь, нам докидали помидор до 3 кг, на честную сумму в 90 рублей. А вот дальше последовал цирковой трюк: продавец просит 500 рублей, чтобы дать сдачи 410. Даем. Начинает отсчитывать, предварительно лизнув первую сотку. Отсчитал. Кладет на помидоры, лежащие на прилавке, всю сумму. Мать берет деньги, делает полшага назад и начинает считать. 310 рублей. Поворачивает голову к прилавку - вот она, соточка, лежит (приклеилась) к помидору! Продавец тут же говорит:
-Опять я виноват!?
Нет, дорогой, конечно, не ты. Просто ты решил, раз уж недовесить не дали, так хоть здесь кину, бабы то надо подымать.
Дальше, были баклажаны (минус 300 грамм на 4 кг), морковка (в районе 200 на 2(уже не помню) кг), свекла (тоже обсчет) и грибы (и тут не без этого).
После проведенной "контрольной" закупки, назовем это неплановое мероприятие так, меня посетили следующие мысли:

Зачем мы едем за овощами на рынок?

Спросите любого и он вам ответит бытовым языком, но в рамках 4P: дешево (Price), по-крайней мере дешевле, чем в соседнем магазине; свежие овощи (Product), а в магазине все подвяло; все там покупают (Promotion). С Place-ом, иногда выходит засада - не у всех рынки под боком, хотя, если рассматривать его как место, где есть все инградиенты для сотте или овощного салата, то все о'кей.
И вот я и думаю, а все ли в порядке с ценой? Ведь то, что написано на картоночке среди груды овощей - это же база, прибавляй к этому смело 25% - это то, что ты реально платишь. Не догоняет ли она теперь магазинную стоимость? Увы, еще не совсем... Хотя уже близка.
Product - всегда свежие? Продавец берет с витрины или лезет в ящики?
Place - о плайсе помолчу.... В следующий раз без прививок не поеду.
Огромная проходимость (мечта любого хозяина магазина) рынка, позволяет делать все эти "трюки" со взвешиванием - ты не купишь, купит другой.....
Promotion - работает в связке с "низкая" рыночная цена. Люди верят, что покупают реально(!) дешевле, чем в магазине.
Вот такие полумаркетинговые мысли....

Помидорки :)

P.S. Скажите маркетологи, в какое P включить осадок, который остается, когда понимаешь, что тебя "обманывают" и ты должен всякий раз просить милый торговый персонал компании-дистрибутора овощно-плодовой продукции доложить и посчитать тебе правильно?

воскресенье, 23 сентября 2007 г.

HR: тестируем и интервьюируем

Напомню: речь идет об отборе кандидатов в компанию; рассматриваем со стороны HR отдела, но (внимание!) можно переложить это все на "правильное" поведение кандидата! А вам удавалось обмануть интервьюера при приеме на работу? мне нет :(
Буду крайне краток, чтобы не перегружать ваш расслабленный выходными мозг.

Тестирование.

Интересный момент: на западе при приеме на работу кандидат может отказаться от прохождения каких-либо тестов и никто не вправе его заставить. Чужие нравы, права человека....и остальная муть. Отказ не повлияет ни на что. В России отказ пройти тест может поставить точку в приеме кандидата на работу в данную компанию. Так что, скрипя мозгами, пишем ответы на все заковырестые вопросы.

Устраивался я на работу в представительство западной исследовательской компании в России (маркетинговые исследования рынка). По телефону перед интервью меня честно предупредели - будет беседа и тест. Про особенности теста ничего не сказали. Вообщем , побеседовали мы и мне выдали брошюрку, карандаш и калькулятор. Засекли 40 минут и интрвьюер удалился (наверное, пошел пить чай).
Вопросы представляли собой по большей части математические задачи с легким экономическим окрасом: что-то типа доля рынка компании А в 2004 году была Х%, а компании В - Y%, за год компания А.... и так далее. Увы не запомнил я всех вопросов. Были как реально простые задачи, так и на некоторую последовательность действий. Вариантов выбора правильного ответа (как в классических тестах) не было. Везде требовался посчитанный вручную.

Что важно в тестах?
Первое - это соответствие теста тем особенностям, которые присутствуют в предстоящей работе ( не нужно тестировать кассира в банке на его коэффициент IQ или на знание немецкого языка, потому что головной офис банка находится в Дрездене, достаточно проверить утомляемость подопытного, чтобы после нескольких часов работы он не обсчитывался в пользу клиента).
Второе: тест должен быть надежным. Что имеется в виду? Дело в том, что в советской России тестам не удиляли никакого внимания (я помню, как в 90-е годы мы с удивлением смотрели в последних классах на школьные тесты: как это - нам надо только выбрать правильный ответ? А в чем подвох? Марья Иванна, а я если я на угад поставлю галочку?). А вот на западе, это направление активно росло и развивалось. И, когда мода на тестирование при приеме на работу пришла в нашу страну, ни тестов, ни методик в распоряжении только-только зарождавшихся HR направлений не было. Последние начали использовать заимствованные западные. Не обходилось и без курьезов, по причине не соответсвия тестов социальному положению общества многие понятия, фигурировавшие в них, попросту не были еще известны в РФ. Сейчас, у компаний есть возможность использовать не просто аддаптированные тесты для "суровых российских условий", а полностью ликвидные: прошедшие апробацию на 10 000 человек.
Третье: никогда не судите только по результатом теста! (эх, жалко те работодатели из исследовательского маркетингового агентства, о котором я писал выше, не знают это правило). Нужно интегрировать эти результаты с остальными сведениями о кандидате.
Военкомат, согласно указанному выше правилу,
не судит только по результатам этого теста
Интервью

Нормальный кандидат перед интервью в компании, в которой он желает работать (!), готовится к нему. Выстраивает в голове линию ответов и придумывает свою легенду.
Коротенько о видах интервью. Их есть несколько.:
- Свободное: болтавня на тему, как погода, что нового в моде, чем зантимался на выходных и т.д.
- Структурированное: родом из английской разведки годов Второй мировой войны. Смысл - разломать подготовку военнопленного (кандидата) и не дать собраться с мыслями. Достигается за счет быстрого чередования вопросов из разных областей. Вопросы создаются определенным образом, чтобы оценить заранее выбранные компанией-работодателем параметры. Ответы оцениваются за счет предварительно разработанной схемы. Не думая над следующим вопросом, а считывая его с экрана компьютера, интревьюер может сконцентрироваться на изучении реакции кандидата.
- Стрессовые. Кандидат аккуратно, не нарушая норм социального обещения вводится в стресс, наблюдается его реакция, а затем кандидат возвращается в обратное нормальное состояние. Такое интервью правильно может быть сделано только профессионалом. Решение о его проведении принимается в момент обычного интервью, так как кандидат должен быть сначала изучен и выявлены его "особые" точки, через которые его можно ввести в стресс.

- Ситуационное. Кандидатом предлагаются различные ситуации и варианты ответов на них. Далее ответы сравниваются с разработанной шкалой.

Детектор лжи


Старался писать как можно короче, чтобы у всех были силы прочитать :)

В следующий раз напишу про обучение.