пятница, 2 ноября 2007 г.

Casual Friday

В тему финансовой отчетности, где упоминались аудиторы...

Анекдот, выложенный на форуме нашей MBA группы в виртуальном классе моей одногруппницей:


Шотландский пастух пасет овец на изумрудно-зеленом поле. Вдруг к краю поля подлетает "мерседес" последней модели, из него выскакивает молодой человек весь "с иголочки", в сияющих дорогих ботинках, подходит к пастуху и говорит: "Предлагаю тебе сделку.
Давай я подсчитаю, сколько у тебя овец, и если я это сделаю хорошо, ты мне отдашь одну овцу".

"Что ж, давай!" - отвечает пастух.

Молодой человек достает из "мерседеса" ноутбук, вытягивает какие-то антенны и начинает работать. Работа идет несколько часов, молодой человек получает снимки со спутников, обрабатывает их с помощью специальных программ, делает какие-то сложные расчеты, потом вытаскивает цветной принтер, печатает красивый толстый отчет, тут же его сброшюровывает, подходит к пастуху и говорит: "Вот, держи. У тебя 156 овец".

"Верно, говорит пастух. Бери одну овцу".

Молодой человек хватает овцу и начинает запихивать ее в багажник "мерседеса". В этот момент пастух его окликает:
"Послушай! Если я скажу, откуда ты, ты вернешь овцу обратно?"

"Согласен", - говорит молодой человек.

"Ты из PriceWaterhouseCoopers!"

"А как ты догадался?!"

"Очень просто. Во-первых, тебя никто не звал, ты сам приехал. Во-вторых, ты работал целый день и дал мне ответ на вопрос, на который я и сам знаю ответ. А в-третьих, отдай МОЮ СОБАКУ, козел! Ты в моем бизнесе ничего не понимаешь!"

Вот такой анекдот в тему.

Оказывается, в мире более 600 пород овец, так что ничего удивительного,
что кто-то мог ошибиться...

среда, 31 октября 2007 г.

Финансовый менеджмент. Финансовая отчетность

Сегодня хочу написать о финансовой отчетности.
Поскольку я учусь не на финансиста, то мне абсолютно не стыдно (не стыдно ведь, правда? - обращаюсь сам к себе), что я могу не знать на зубок книжные понятия или путать какие-нибудь мелочи, которые реально не используется на практике. Я считаю, что главное - это понимание определенных финансовых механизмов и, скажем так, забуквенного смысла. Поэтому, буду далее описывать своими словами. Фу, оправдался :)
Кстати, я знаю, что меня читает, как минимум, один финансист - посмотрим, что он скажет:)

Итак, что такое финансовая отчетность? Для чего она нужна, кто ее составляет и зачем?

Финансовая отчетность визуально представляет из себя набор документов, составленный согласно определенному стандарту, коим является МСФО (Международный стандарт финансовой отчетности).

Вообще, можно сказать, что МСФО - это некий консенсус, к которому пришли в свое время крупные мировые инвесторы. Они сказали - информация должна выглядеть вот так, чтобы мы могли принимать инвестиционные решения наиболее обоснованно.

Составляет финансовую отчетность менеджмент компании для различных пользователей, главными из которых являются собственники компании, то есть ее акционеры. Основная цель финансовой отчетности - обеспечить достоверное представление информации о финансовом положение компании и о достигнутых финансовых результатах. Так же финансовая отчетность помогает обеспечить прозрачность компании, которая не только снижает риски для потенциальных инвесторов (а, значит позволяет брать у них деньги под меньший процент), но и дает возможность видеть находящемуся в круглогодичном отпуске собственнику, что происходит в его компании - как работает нанятая им команда.

Надо отметить, что есть разница между финансовым учетом и налоговым. Пользователи финансовой отчетности, как мы уже сказали, это в первую очередь собственники компании, во-вторую, потенциальные инвесторы, ну и далее все остальные стейкхолдеры*. Пользователи же налоговой отчетности - это налоговые органы. Вообще, эти два вида отчетности не совпадают в плане цифр, особенно в области признания расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу прибыли :)


Поскольку, менеджмент компании является заинтересованным лицом в результатах своей годовой работы (бонусы там всякие, да и вообще не хочется терять теплое местечко на заднем подогреваемом сидении Е-класса по дороге с арендованного коттеджа на работу), то не всему, что он напишет в этой отчетности можно верить. Другими словами, составленный документ нужно будет отдать на проверку, какому-то незаинтересованному, но при этом глубоко профессиональному лицу. Таким лицом является аудиторская фирма.

На мировом рынке среди всех аудиторских фирм пользуется авторитетом, так называемая, "Большая четверка": Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG, Deloite & Touche. Раньше, этих компаний было пять, но широкоизвестный экономико-этический кризис с Энроном поглотил одну из них... Кто знает, может когда-нибудь их останется 3...

Аудиторская фирма, за уместную для ее имени плату, проверяет составленную отчетность и выносит свой вердикт - правильно она составлена или нет. Если все как надо (ну или со слабыми отклонениями), то можно выуживать из нее уже показатели работы компании и на основании их строит свое будущее взаимодействие с ней.
С этими показателями мы познакомимся в следующем посте, а здесь, я считаю, необходимым добавить, то, что основные документы входящие в финансовую отчетность, это:
1. Отчет о прибылях и убытках.
2. Баланс
3. Отчет о движении денежных средств.

Первый составляется за год.
Баланс - это "фотоснимок" компании на отчетную дату.
Отчет о движении денежных средств - показывает денежные потоки по 3 основным видам деятельности фирмы и суммарный поток.
Для сравнения все эти отчеты дается за два года - отчетный и предыдущий, то есть наглядно видно, как изменились активы, прибыль, обязательства и т.д. компании за период.

Пост получился вводным (не считая первого поста 2-х месячной давности на тему финансового менеджмента) и, на мой взгляд, довольно легким. Дальше будем двигаться по отчетностям более подробно с описанием коэффициентов и небольшим количеством цифр (какие же финансы без цифр?).

Не каждая компания может себе позволить обслуживаться в авторитетной аудиторской конторе.
Так может денег не остаться и на дальнейшее увеличение бизнеса.


*Стейкхолдеры - а это кто такие? Вообще понятие стейкхолдеров пришло к нам, как это видно из фонетики самого слова с запада. В экономическом переводе оно означает - заинтересованные в работе компании лица. К ним можно отнести как акционеров и топ менеджмент, так и всех остальных сотрудников. Так же, стейкхолдеры - это клиенты компании, ее партнеры и все остальные личности, которые сталкиваются с ее деятельностью. Даже алкоголики, собирающиеся в моем районе по вечерам на детских площадках-трансформерах (утром и днем - мамы с детишками, вечером - их папы и дедушки), построенных Седьмым Континентом - тоже являются его стейкхолдерами. Вот так. надо будет их обрадовать :)
перечитал последний абзац и дописал:
...абсурд, конечно, получается - лояльные потребители Копейки являются стейкхолдерами Седьмого Континента....

P.S. 1. У кого есть силы - проголосуйте за эту статью на news2.ru.
2. Нашел у Лебедева раздел "Маркетинг" - залез, и как маркетолог офигел....

P.P.S. Приношу извинения за простои в публикациях - на этой неделе мы учимся ежедневно (!) плюс на работе сейчас работаю за двоих.
Тем не менее стараюсь писать, также делаю "заметки на полях" и отправляю их в черновики блога с целью продолжить интересные темы чуть позже. Помимо Финансового менеджмента, на подходе: "Стратегический менеджмент - введение", "Управление изменениями".

понедельник, 29 октября 2007 г.

Как правильно ставить цели подчиненным? Ответ.

Подзадержался я с ответом на поставленный вопрос в соответствующем посте.
Поэтому перейдем сразу к делу.
Зарубежный менеджмент рекомендуем нам ставить задачи по системе SMART.
Это акроним (так зарубежом называют, то, что мы зовем аббревиатурой), то есть слово составленное из первых букв других слов. Как же расшифровывается тогда SMART? Расшифровывается он по-разному :) То есть каждой букве может соответствовать несколько слов-прородителей, хотя весь смысл от этого не меняется. Рассмотрим один из вариантов.
Итак, цели (задачи) должны быть:

S
- specific (конкретные)
M - measurable (легко измеримые)
A - achievable (достижимые)
R - relavant & recorded (по делу и зафиксированные в письменном виде)
T - timed - bound (ограниченные во времени)

Что мы имеем согласно этой системе постановки целей?

Первое, цели должны быть конкретные.

- Миша, я хочу чтобы ты сходил и принес мне свой командировочный отчет за сентябрь месяц.
Если в этом случае Миша принесет зявку на конц. товары за апрель - идите и смотрите его личное дело в отделе кадров...

Второе - результат цели должен быть измеряем. Иначе не понятно - достигнута ли цель или нет и справился ли с ней подчиненный.

Цели должны быть достижимыми. Не надо ставить перед человеком цель, которую он на данном этапе не может достигнуть в силу каких-либо своих особенностей. Недостижимость цели может подорвать его будущие усилия и понизить самооценку. Работать с таким сотрудником в дальнейшем будет очень сложно. В то же время, это не значит, что надо ставить совсем уж легкие цели. Важный момент - достижение поставленной цели должно мотивировать сотрудника на дальнейшую работу и подкреплять его самооценку.
Так же достижимость цели означает ее подкрепленность всеми необходимыми для этого ресурсами.

Маша, ты у нас только что закончила курсы работы в Power Point и даже приклеила полученный диплом на стенке за твоим рабочим местом. Вот для тебя новая задача - сделай анимированную презентацию по росту нашего объема продаж для совета директоров. Вот тебе файл с исходными данными, картинки вставляй из нашей стандартной библиотеки.

Цели должны быть по делу - важно, чтобы цели согласовывались с миссией компании и с ее общими стратегическими целями, иначе - когнитивный диссонанс в мозгу сотрудника - а зачем мне это делать, какое это отношение имеет к деятельности нашей фирмы?
Эта презентация будет представлена на ежегодном собрании акционеров и покажет им, что поставленные перед нами маркетинговые цели достигнуты.
В этот момент Машенька не должна почувствовать никаких бессознательных позывов, которые бы однозначно появились, если бы вы попросили ее создать презентацию на тему "Организационная структура моей компании" для вашего вечернего образования.

И, наконец, цели должны быть определены во времени - не забывайте ставить сроки.
Да, Маша, срок у нас - эта среда 17.00

Теперь можно ответить на вопрос, поставленный в предыдущем посте - что должно быть в записке вашему коллеге.
Очевидно:
S: забрать ботинки в магазине по адресу (тут идет адрес)
M: положить их мне на стул
A: деньги я оставил в верхнем ящике стола, там вся сумма
R: с нашим шефом я договорился, что ты отойдешь после 12.00
T: сделать это нужно до 14.00, поставь себе напоминание на 12.00, чтобы в это время сходить.

Вот этот автомобильчик тоже зовется SMART-ом :)