пятница, 12 октября 2007 г.

Casual Friday. Part -2

Скажу честно - прошлую пятницу я просто протупил.
А уже пришла новая.
Так что:

1. Радуйтесь люди, работающие сами на себя дома, посмотрев, что происходит с остальными на работе...

2. Это называется аппликационная мультипликация.


2. Видел в статистики, что ходят на мой блог люди из-за границы. Если вы один из них, то посмотрите на Россию изнутри.

3. Сочи готовится к Олимпиаде. Его кафе уже сейчас ждут иностранных гостей.

4. Когда интернет только-только появился на Древней Руси, в нем размовлялись так.

5. Те, кто еще не видел (такие разве есть?) эту птичку, смотрите.

6. На сайте студии Лебедева можно глянуть специфические девайсы.

Засим пока все.
Всем хороших выходных. Читайте умные книжки.

четверг, 11 октября 2007 г.

HR: Мотивация

В любых организациях, нацеленных на извлечение прибыли, весь персонал можно разделить на тех, кто непосредственно приносит эту прибыль и на тех, кто генерирует издержки, но без кого в тоже время осуществление коммерческой деятельности будет не возможно.
К первой категории можно отнести, например, сейлзов, делающих продажи для компании, и маркетологов, изучающих рынок и "подбирающих" правильный товар для первых.
Ко второй категории относятся, например, начальник производства и логистик.
Зная к какой категории по этому делению относится тот или иной сотрудник, можно осмысленно разрабатывать всю систему мотивации на предприятии, включая в нее элементы "заточенные" под каждую категорию. Так, продавцов мы будем мотивировать на большие объемы продаж и своевременную оплату, логистиков на уменьшение движения товаров в пути, дабы сократить возникающие при этом издержки, начальника производства - на более эффективный загруз мощностей ...
Разработка такой системы является долгим и кропотливым процессом, для выполнения которого требуется не просто HR специалист, а сотрудник, досконально разбирающийся в бизнес-процессах компании и имеющий не только знания по управлению персоналом, но и экономические.

Как говорится, главное правильно развесить морковки :)

Двинемся дальше и посмотрим на основные составляющие мотивационной системы.
Они могут быть как материальными (выражаться в виде живых денег), так и нематериальными. К материальным, естественно, относится заработная плата, которая состоит из фиксированной части (оклада) и вариативной части (премии, бонусы).
А вот нематериальная часть гораздо более разнообразна. Сюда, например, может относиться социальная среда, в которой работает сотрудник, возможности личных достижений и карьерного роста, бенефиты и участие компании в формировании уверенности в будущем сотрудника (многие западные компании ведут отчисления в частные пенсионные фонды, обеспечивая дополнительные выплаты своим сотрудникам после выхода на пенсию. Особенность такой системы в том, что владельцами этих фондов являются сами компании и они в праве устанавливать внутренние законы, по которым будут вестись отчисления и как необходимо работать, чтобы их в последствии получить).
К бенефитам можно отнести служебные автомобили, медицинскую страховку и остальной соц. пакет. Они очень широко распространены в корпоративной Америке, но в России сейчас все больше сотрудников, помимо заработной платы, при устройстве на работу интересуются "дополнительным" набором.
Как происходит отбор этих "дополнений"? Посколько бенефиты берут свои корни из Америки, рассмотрим по какому принципу они стали там формироваться. Допустим, сотрудник компании получает в месяц 1800 $ и при этом у него есть постоянные ежемесячные статьи расходов, включающие оплату медицинской страховки, выплату закладной на дом, оплату детского садика ребенку, оплату фитнесс-центра и т.д. Компания предлагает ему следующий вариант: давай ты будешь получать зарплату в размере 1600$, но при этом мы будем оплачивать твою медицинскую страховку, фитнесс-центр и детский садик твоего ребенка. С одной стороны, сотрудник видит, что зарплата уменьшилась - не порядок, но с другой, посчитав, что он будет реально получать в виде живых денег на руки с учетом оплаты предлагаемых услуг, он видит, что этот вариант более выгодный для него, чем 1800$ и плати за все сам. Когда таких сотрудников набирается достаточное кол-во, компания идет и покупает на них всех с большой скидкой медицинские страховки и абонементы в фитнесс-центр. При этом реально, она теперь (с учетом этих скидок) тратит на каждого сотрудника не 1800$ как раньше, а меньше.
Основные моменты в бенефитах - их значимость для сотрудника (в РФ многие говорят - зачем мне ваша мед.страховка, у меня свой зубной врач) и денежная выгода для компании, получаемая за счет оптовой покупки абонементов, страховок и т.д.
Чем хороши бенефиты - они создают определенный образ жизни и привязывают человека к компании. Теперь, когда его хотят переманить, он смотрит не только на уровень зарплат, но и на то, что он потеряет в плане некого социального общения раз и в косвенном денежном выражении - два.

Из своего опыта расскажу, что реально в российских компаниях среднему составу в основном предлагают мед. страховку и фитнесс-центр. Особенно мне запомнилось, как будучи на собеседовании в представительстве одной западной автомобильной компании, мне рассказали, что у них в соц. пакет входит абонемент в фитнесс-центр. Я посмотрел на сотрудников и понял: либо времени совсем не остается у бедненьких на фитнесс-центр, либо он просто массово не входит в их внутренние потребности... Худые все ... аж жуть. Зачем тогда предлагают? Типа стандарт для рынка?

А у вашей организации есть гимн?

В догонку и рассмотренным темам по теории мотивации:

SmartMoney
Цена гимна

Вы слыхали, как поют CEO? Если нет, побывайте, к примеру, в X5 Retail Group

Корпоративный гимн X5 Retail Group стал уже легендой рынка. Далее



Вопрос к психологам: насколько распевание корпоративных гимнов способствует закреплению указанных в них идей и способов поведения на психологическом уровне сотрудника?

вторник, 9 октября 2007 г.

HR: Теории мотивации-2

Закончим сегодня с теориями мотивации.

3. В 1963 году миру была представлена теория справедливости Адамса. В России она получила народное название "Русская жаба". Почему? Сейчас поймете.
Адамс говорит: человек всякий раз сравнивает свое вознаграждение в рамках референтной группы. Это значит, что Мише не просто важно сколько он получает, а так же важно, как его зарплата соотносится с зарплатой Маши и Гриши, которые сидят в этой же комнате и совершают примерно одинаковые с ним телодвижения в течение рабочего дня. И уже довольно большая по рыночным меркам зарплата Миши, не кажется ему такой, если он узнает, что эти двое его коллег имеют слегка больше.
В этом случае есть два пути решения проблемы. Первый - банально простой: сделать так, чтобы Миша никогда не узнал о зарплатах других сотрудников. Ввести, так называемую закрытую систему. По этому принципу построены зарплаты во многих европейских компаниях. Но, сами понимаете, что все тайное, когда-нибудь становится явным....
Второй путь - обратен первому. Надо сделать открытую, даже более того - прозрачную систему. Каждый сотрудник знает, кто в компании сколько, а главное за что получает.
Почему Зинаида Петровна получает Х долларов США в месяц? Потому что у нее профильное образование бухгалтера, она работает в компании 5 лет, у нее есть сертификат GAAP и она ставит свою подпись на таких-то документах. Есть желание получать столько же? Расти.
Примерно аналогичная система была характерна для японских компаний, славящихся пожизненным наймом. Старший получает больше, чем младший. Вопросов нет. Расти.

4. Ну и завершим теорией ожидания Врума, датированной 1964 годом.
Врум сказал очень простую, но в тоже время интуитивно понятную (особенно тем, кто имеет хоть какой-то опыт работы) вещь: вознаграждение (которое получает сотрудник за работу) будет являться мотиватором только в том случае, если сотрудник верит, что увеличение затрат его труда может увеличить это вознаграждение. Другими словами, важна связь между затратами труда, результатом и вознаграждением.
Если такой связи нет, то сотрудник видит, что поработал хорошо - получил Х рублей, поработал плохо - получил теже Х рублей. Зачем работать хорошо?
Но, если сотрудник видит, что затрачивая больше усидий он может заработать больше, он будет работать лучше.