суббота, 6 октября 2007 г.

HR: Теории мотивации

Поговорим сегодня о мотивации, а точнее, о ее классических основах. Пока в Советском Союзе мотивация ограничивалась переходящим вымпелом труженика производства и фотокарточкой на доске почета возле проходных, в Америке разрабатывались и тестировались различные теории.
Рассмотрим их в хронологическом порядке.

1. В 1954 году сын выходца из России американский психолог Абрахам Маслоу (Абрам Григорьевич Маслов) на основе личных наблюдений построил и предложил миру свою знаменитую "пирамиду потребностей Маслоу". (Краткую биографию Абрахама Маслоу можно прочитать здесь).
Согласно теории Маслоу, любой индивидум в каждый момент своей жизни находится на определенном уровне этой пирамиды. Перейти на следующий уровень (подняться на одну ступеньку вверх), человек может тогда и только тогда, когда удовлетворит потребности, присущие текущему уровню. (Геймеры должны сразу понять о чем идет речь - пока не собрал все девайсы, ключи и колбочки на этом уровне - на следующий не пустят).
Из геометрии (а, точнее, стереометрии) известно, что у каждой пирамиды есть основание и вершина (если это, конечно, не усеченная пирамида, но здесь речь идет явно не о ней:) ).

Пирамида Маслоу. В основании - физиологические потребности, в вершине - самореализация

В случае пирамиды Маслоу, основанием являются физиологические потребности: потребность в пище, в тепле, в сексе, в конце концов. Это то, что заложено физиологией и что, как говорится, относится к базовым потребностям человека, которые игнорировать ну никак не получится. Только удовлетворив эти потребности (причем не единовременно, съев перепавший кусок мяса, а на долгосрочной основе (я получаю зарплату, мне есть на что питаться) человек может подняться на второй уровень.
Это потребность в безопасности. В современном мире под этой потребностью можно понимать некую предсказуемость будущего. Человек смотрит, насколько его работа стабильна и может обеспечивать его и его семью в течение ближайшего времени (это место в палатке у вокзала, где все решает хозяин, или это должность в крупной растущей компании с уверенной позицией на рынке и с сильными профсоюзами?), насколько защищены его дети (школа? улица? армия?) и т.д.. Как только на этом уровне человек достигает внутренней гармонии, он передвигается выше по пирамиде и попадает на уровень потребности общения. По-другому, это социальный уровень. Человек хочет быть частью социума. Например, членом кружка художественного свиста.
Следующая ступенька - это признание. Здесь важным является быть признанным, быть отмеченным, получить похвалу в конце концов, за свою работу. (Кстати, в этом случае она будет воспринята совсем иначе, чем на низших уровнях, покажу ниже).
Вершина пирамиды - это самореализация. Это тот уровень на котором происходит творчество: пишутся стихи, рисуются картины, и т.д. Здесь человек полностью раскрывает свой потенциал.
Концепция Маслоу вызвала сразу же споры и вызывает их и по сей день. Однако, она широко используется в современной теории мотивации. По крайней мере, на нее имеет смыл опираться занимаюсь разработкой мотивационной программы в своей компании.
Так, например, пытаться реализовать потребность человека в признании (о чем я написал выше), когда тот находится только на первой ступени пирамиды не имеет смыла. Хвалить работника или вручать ему грамоту с благодарственным письмом от лица компании, рассчитывая при этом, что его душа наполняется мягкими теплыми волнами и он чувствует себя окрыленным для совершения следующих трудовых подвигов, не имеет смысла. Ему сейчас не до грамоты, ему необходимо прокормить себя и семью. Зато, когда все эти вопросы будут решены (+ потребность в безопасности), вот тогда ваша грамота положительно глубоко отзовется в душе сотрудника, стимулируя его на дальнейшее улучшение результатов своего труда.
На этом закончим с пирамидой Маслоу и двинемся дальше.

2. Увидя, что в теории мотивации поле еще непахано и есть где развернуться, многие западные психологи рванули в эту область. Следующая значительная теория, дошедшая до нас из тех лет - это теория Герцберга, датированная 1966 годом. (На давность не смотрите, исследование, аналогичное тому, которое сделал Герцберг было повторено в 90-х годах прошлого века и полностью, за исключением одного нюанса, о котором я напишу ниже, повторило полученные ранее результаты).
Что сделал Герцберг? По просьбе госдепартамента США он провел работу по выявлению факторов, влияющих на трудовое (так скажем) поведение людей. Им были опрошены 1500 респондентов: 750 мужчин и 750 женщин. Всем им было задано всего 2 вопроса.
Первый: Что должна сделать компания, чтобы вы выбрали ее местом своей работы? (имеется в виду, что сотрудники согласятся просто приходить в офис и просиживать штаны с девяти до шести).
Второй: Что должна сделать компания, чтобы вы начали работать лучше? (уже не просто штаны протирать, а реально вдохновенно работать).
Были получены факторы влияющие на выбор компании для работы и на качество работы в ней. Так же была получена значимость этих факторов (например, насколько величина заработной платы значима просто для выбора компании, как места работы и на то, чтобы сотрудник стал работать лучше).
Результаты заставили задуматься. Почему? Дело в том, что факторы четко поделились на две группы. Первая группа содержала в себе факторы, которые были значимы для выбора компании, как места работы и в то же время абсолютно никак не влияли на улучшение качества труда сотрудника (не были значимыми для этого показателя). Вторая группа факторов, содержала в себе факторы, которые были безразличны с точки зрения выбора компании, как места работы, но вот для улучшения результативности труда, расценивались сотрудниками как очень важные и способствующие желанию работать.
Факторы из первой группы были названы гигиеническими, из второй - мотивационными.
Чтобы ваша компания была привлекательной для устраивающихся на работы - она должна удовлетворять гигиеническим факторам. Чтобы люди все больше и больше хотели трудиться на благо вашей компании - необходимо развивать в ней мотивационные факторы.
Все факторы перечислены на рисунке. Разберем для ясности на примере несколько факторов, остальные можете посмотреть сами по аналогии :)
Гигиенические и мотивационные факторы

Отношение с начальником: не являются мотивационным фактором - хорошие отношения не будут способствовать рвению в работе.
Политика компании и управление ею: относится к гигиеническим факторам - человек выбирая компанию, где ему работать смотит на ее политику. А вот взгляд на эту же политику уже работающего в компании человека не заставит его вкалывать больше.
Работа сама по себе: мотивационный фактор. Если человеку нравится работа, он будет стараться выполнять ее лучше. С вами такого не бывало?
Личная жизнь: в 1966 году она не оказалась мотивационным фактором. Но в ходе повторного исследования в 90-х - перешла в их раздел. Люди стали больше уделять ей внимания. Сейчас можно мало найти сотрудников способных сидеть день и ночь безвылазно на работе. Компании понимают значимость этого фактора и разрешают, например, сотрудникам работать на дому или более гибко использовать личное время.

На этом на сегодня все. Переваривайте. Следующие 2 теории рассмотрим в следующий раз.

четверг, 4 октября 2007 г.

Бродячее интервью с Давыдовым - 3

Когда вы перестанете пытаться разбогатеть по средствам интернета и поймете, что единственный способ быстро и верно заработать миллион - это поучаствовать в передачи "Кто хочет стать миллионеров", готовьтесь, что Галкин может задать вам любой из этих вопросов:
- Какой первый фильм категории X посмотрел Дмитрий Давыдов в своей жизни?
- Какое сексуальное потрясение он пережил в поезде Москва-Пенза в 1993 году?
- Почему реальные пацаны должны обплывать Сан-Франциско стороной?

Не знате? Тогда нечего гадать. Все ответы здесь - Бродячее интервью с Давыдовым - 2.
Как прочтете - возвращайтесь и читайте здесь продолжение.
По сложившейся традиции, орфография не меняется, а мои пометки после интервью сделаны курсивом. Зачинатель стиля - Тормоз.


Я основывался на том, что будет интересно узнать мне, как человеку одного с Дмитрием возраста, но работающего в офисе. Вопросы я разбил на три блока.

Блок 1. О прошлом.

21. У себя на блоге ты писал, как работал печатным и тележурналистами, как переводил статьи за деньги, все это, безусловно отразилось на тебе сегодняшнем - расширило кругозор, формировало точки зрения на различные вопросы. Были ли какие-нибудь моменты, которые в корне переворачивали бы твое мировозрение?

Нет, мировозрение не переворачивало, но после работы журналистом
многое понимаешь. Что новости - это туфта, к примеру. Что губер
заискивает перед федеральными министрами и президентом.

Аналогичная позиция к новостям и любым информационным поводам сложилась у меня за время работы в рекламном агентстве. Первая мысль - кому это выгодно.

22. У всех в жизни есть некие глобальные упущенные моменты, которые могли в корне изменить все, в которые каждый человек в определенные моменты своей жизни желает вернуться и поступить иначе. Если бы у тебя была машина времени, чтобы ты изменил? (Я сейчас имею в виду не просто отказ от сотрудничества с хабром )

Да мне как-то везет в этом плане, никогда не было никаких просчетов
или пролетов. Все отлично.

Пожелаем тебе и дальше двигаться правильным курсом.

23. От философских вопросов перейдем к житейским: куришь? пьешь? наркотики? девочки (кроме жены)? Как часто? и любимые сорта/марки.

Не курью, пью, на лево не хожу, стыдно сказать. Три года женат, ни
разу не изменял. Свинство прямо какое-то.

По маркам - Гиннес, красный Приматор, черный Козел, но чтобы он был в
Чехии розлит, а не в Калуге. Наркотики не употребляю. Когда жил в
штатах, травку покуривал. Но это было в 18. Так что считай 10 лет я не
принимаю запрещенных субстанций и, честно сказать, и не хочется.

Я вообще немодный чувак. Покупаю, скажем виски - а пью с отвращением,
коньяк мне нравится гораздо больше. И думаю, а вот нахера понтоваться
и покупать виски, если коньяк больше нравится? Пил я как-то виски с
собутыльником своим, Владимиром Чижмой, и поведал ему про то, что
коньяк мне больше по душе. Он говорит - такая же история - коньяк
"вкуснее". Нахера виски берем - непонятно.

Аналогично - больше симпатизирую коньяку.
Пивные компании внимания! Нашли себя в перечисленном списке? Не нашли?! Думайте тогда...
А вообще, это в какой-то мере хорошо, когда у тебя есть сабутыльник :) Но только здесь главное без фанатизма.


Блок 2. О сегодняшнем.

24. Ты работаешь сам на себя и как многие блоггеры говоришь, что это лучше, чем работать "на дядю". Скажи, а есть ли такая компания, в которой ты бы захотел сейчас работать? При этом ходить в офис, находится там в определенные часы и т.д.

Нет, таких компаний нет и не может быть. Все, кто стремятся работать в
Пепси или в Марсе - идиоты. Я допускаю, что бывает ситуации, когда
можно много выиграть, если работать бок о бок с конкретным человеком.
То что называется "школа". Но в корпоративном мире школа практически
деградировала, да и в академических кругах это редкость.

Про уровень отечественного образования Дмитрий говорит в первой части бродячего интервью у Тормоза. Читал в одном из твоих постов, Дим, как ты относишься к авторам "Бизнеса в стиле фанкт", поэтому понимаю, что в современную компанию, даже такую, как Гугл, тебя не заманить.

25. У тебя довольно развитое острое чувство юмора, тебя интересно читать не только из-за содержания контента, но и для улыбки и повышения настроения. Скажи, а какие медиа проявления (передачи на ТВ, фильмы, журналы/книги/авторы) предпочитаешь ты, что находишь смешным, сатирическим?

Из русских - только Камеди Клаб. Но зарубежный юмор на два порядка
лучше и смешнее. Рекомендую смотреть как можно чаще Penn And Teller's
Bullshit, Stephen Colbert Show, The Daily Show with Jon Stewart, Lewis
Black, Bill Hicks, George Carlin. Saturday Night Live тоже неплохо.
Раньше еще фанател от Conan O'Brian Show, но это мейнстрим. У Майкла
Мура раньше было отличное шоу - The Aweful Truth. Он - мастер подстав.

Давыдова на сцену Камеди! Кстати, ты же вроде хотел попробоваться в стендапе?
Поищим с помощью ослика указанных ребят.... Все находится, можно качать. И на you tube тоже есть.


26. Насущный вопрос для всех, кто работает в офисах: во сколько ты встаешь и во сколько ложишься? :)

Встаю в 8-9, ложусь в 9-10. Работаю с 9 до 3 обычно. Хотя, какая там
работа, смотрю документалки пока в основном, пока мой напарник занят
ремонтом. Я сам технодаун, без него не могу ничего сделать.

Чем занимается Дмитрий после отбоя в 9 часов вечера вы уже прочли во 2-ой части интервью....
Ну, офисные работники, как вам такой рабочий день с 9 до 15 ? Мне нравится, я бы перешел :)

27. Есть мнения, что то, что нельзя искоренить, нужно легализовать. Например, проституцию. И получать с этого деньги в бюджет. твое мнение по этому поводу и как бы ты организовал этот бизнес? Маленькую схемку :)

Я в душе либертарианец и анархист, поэтому я только за. Схему я бы не
стал придумывать, посмотрел бы на Голландию, на США (проституция
легальна в штате Невада), Германию, Тайланд - и проанализировал, где
какие опасности есть. Я не такой идиот, чтобы верить в то, что
"свободная рука рынка" решит все проблемы. Это экономические сказки
для идиотов. Но я верю в то, что, чем меньше государственных
ограничений, запрещений и согласований - тем лучше. Я вообще знаю, как
решить проблемы со всеми законами. Принять закон, что если ты
принимаешь один новый закон, то один старый ты должен отменить. Чтобы
не плодить бюрократию.

Давыдова в депутаты!

28. Скажи мне, как микробиолог ракетному инженеру, почему, когда я выпиваю пиво и съедаю чуть позже йогурт - мне "не совсем", так сказать, хорошо?

Потому что водку забыл выпить. Выпей водки дешевой теплой и вопрос
"Почему мне хреново" решиться - от дерьмовой водки. А так это
останется загадкой мироздания. Вообще молочные продукты с алкоголем не
очень дружат. Ты их одновременно не потребляй. Вечером бухло, утром
айран или кефир для опохмела.

Дельный совет. Запишу.

Блок 3. О будущем.

29. Если предложат поехать опять работать в США по специальности микробиолога, согласишься? Что будет при этом с онлайн жизнью?

Нет, не соглашусь. Микробиология была случайным выбором. Слава богу, я
все забыл. Обратного пути нет.

Из чего делаем вывод, что точка невозврата пройдена...

30. Нет ли желания в будущем перебраться из онлайн бизнеса в оффлайн? И на чем бы ты делал деньги сейчас/завтра в оффлайне?

Есть, потому что нехватает социализации. Но оффлайн генерит слишком
много негативных эмоций - ищи офис, ходи туда, сдавай налоговую
отчетность, работники, пенсионный фонд. Мне это нахер не нужно. Когда
найду способ свалить это на кого-то другого, то пойду в оффлайн.

Эх, не живешь ты в Москве. Тут в каждом вагоне метро по 5 объявлений "Зарегистрирую ООО", "Бухгалтерская помощь" и т.д.... Только деньги плати :)

Спасибо, Дмитрию за ответы. Ждем продолжения.

вторник, 2 октября 2007 г.

Правило 72 - поможет вашим финансам.


Стыдно сказать, но я вчера прогулял английский язык. Чтобы хоть как то утихомирить позывы совести, я занялся самообразованием, а именно прочитал пару десятков страниц (из тысячи) учебника по основам финансового менеджмента.
Наткнулся я в нем на давно мне известное "Правило 72", которое я почему то всегда забываю...
Это довольно интересное правило, которое может быть использовано не только в инвестиционных расчетах в финансовых отделах корпораций, но и в домашних условиях для личного бюджета практически на коленке. Его необходимо знать всем без исключения, даже людям, не являющимися слушателями MBA программ :)

Объясняю смысл: если разделить число 72 на годовую процентную ставку, то можно получить число лет в годах, необходимое для удвоения вклада.
Как видно, сама сумма здесь не участвует.

Теперь пример: у вас некая сумма, скажем 1 000 рублей и вы кладете ее в Сбербанк под 8% годовых (условимся на этой цифре). Вопрос, через сколько лет у вас будет 2 000 рублей (то есть сумма удвоится)?. Решение: число лет, по прошествии которых вклад удвоиться = 72 делить на 8%. Что составляет: 9 лет.

Кстати, это формулу можно использовать и в обратную сторону. Мы хотим удвоить нашу сумму (все те же 1 000 рублей) за определенное количество лет (например за 4 года). При каком процентном росте в год это удастся?

Все также делим 72 на 4 (года) и получаем, что нам необходимо "засунуть" деньги в какой-нибудь венчурный проект под 18% годовых.

Естественно, слова "год" можно заменить на "месяц", "неделя", "день", одновременно заменяя и величину процентной ставки на "в месяц", "в неделю", "в день".
Небольшой минус - правило дает не точные цифры, а примерные, но ОЧЕНЬ близкие к действительным.

Зная это правило, можно определить. сколько потребуется времени, чтобы выполнить задачу, поставленную президентом по удвоению ВВП. За прошлый год, по различным оценкам, рост ВВП составил около 7%.

P.S. Навеяло опубликованными ИжБомжем (
Daminc) доходами за сентябрь:
Интернет-бомжи, если у вас есть более-менее стабильный ежемесячный рост доходов (по крайней мере вы можете четко сказать, что в среднем в месяц у меня доходы растут на N%) возьмите это правило себе на заметку. Так будет проще считать, сколько осталось для заветной цели.

понедельник, 1 октября 2007 г.

HR: аттестация

Начну с примера из жизни. Как всегда (если вам еще не надоело): Когда я работал на государственном предприятии...

.... то проходил там два раза аттестацию. должен был чаще, но в один из годов девочка в отделе кадров про меня забыла и аттестации не было.
Что она (аттестация) представляла из себя? Во-первых, нужно было заполнить характеристику, точнее написать. Ее должен был делать твой непосредственный начальник, но, по сложившейся традиции, это делал ты сам лично. Для этого, брался электронный файл, заполненный на предыдущего аттестованного и в нем менялась фамилия. Еще был, по-моему, какой-то бланк, который заполнял начальник отдела (он был выше моего непосредственного руководителя), на последней странице которого надо было написать рекомендации для аттестационной комиссии. Было всего две возможных рекомендации: повышение оклада и повышение в должности. Ну либо и то и другое. В день аттестации, сотрудник в сопровождении начальника отдела представал перед аттестационной комиссией, которая задавала вопросы на тему "как я провел лето", то есть, чем сотрудник занимался. Состав комиссии - заслуженные ветераны предприятия. Последним всегда был вопрос: ну как вам, молодой человек, нравится у нас работать? Он напоминал что-то типа последнего вопроса на экзамене - либо, когда ты все ответил, а тут тебе из смежного курса, а потом "ну что ж вы так....готовьтесь еще", либо, когда вообще ничего не знаешь, а тебя тянут - "ну вот видишь, учил же, а молчишь". Вообщем, правильным ответом на этот вопрос, как вы уже догадались, был "да, конечно!".

Давайте теперь разберем приведенный мною пример. Начнем с подготовки к аттестации.
Естественно, не я должен был заполнять характеристику сам на себя, а как минимум мой руководитель, дабы она была хоть чуточку объективна.
Ответы на вопросы комиссии, про то, "а чего я сделал за истекший период" - не дают практически ничего. Ну работал я над такими то проектами и чего? Проекты были огромными (с задействованием всего предприятия), поэтому конкретно мой вклад выделить никак нельзя было.
Какие-то особые мои знания (кстати, я постоянно учил английский язык в те годы, но это на это не обращали внимание), навыки или желание работать в каких-то будущих областях не обсуждались.
Эти вообще видели меня первый раз, нигде со мной не пересекались по работе и в день аттестации таких, как я у них было человек 10-15.
В общем, перед комиссией оказывался совершенно неизвестный ей человек, со стандартной характеристикой. Единственным более-менее влияющим фактором был доклад начальника отдела о тебе. Тут такое дело - если отношения у вас были нормальные, то акценты он расставит как надо, а если нет - то просто расскажет о тебе, без "огонька". Дополню так же, что реально твой процесс работы начальник отдела не мог наблюдать. Он мог только судить о нем по косвенным факторам.
Итого - комиссия лишена всякого объективного взгляда.

Теперь привожу пример более правильной системы. Читайте и сравнивайте с написанным
выше. Совсем уж простые параллели проводить не буду.

Эта правильная система называется "360". Имеется в виду 360 градусов - на аттестуемого сотрудника можно посмотреть со всех сторон. Особенность системы - проверяется не только "прошлое" сотрудника, а смотрится какие у него перспективы для будущего компании. Насколько он соответствует образу того "идеального" (кстати, компания должна определить для себя этот образ) сотрудника, который будет решать уже определенные стратегические цели компании. Таким образом, это уже не просто аттестация, это оценка персонала. Понимаете разницу?
Кто же оценивает сотрудника? Считаем: его оценивает непосредственный руководитель, раз, его коллеги (линейные менеджеры того же уровня) - два и три - его подчиненные. Последние два типа оценки идут анонимно. Сотрудник не знает, кто его оценивает и никогда не узнает. Оценка идет в виде заполнения специально разработанных анкет.
Хинт: лучше давать заполнение анкет сотрудникам на дом (в пятницу), чтобы они не делали это в рабочее время, переговариваясь в слух, кто кому, что ставит. Это придаст большую конфиденциальность.
Имея три различных источника, компании проще посмотреть более объективно на сотрудника. Руководитель расскажет, как сотрудник справляется с поставленными задачами, коллеги, которые общаются с ним более часто, чем руководство, могут рассказать, какой он командный игрок, к примеру, а подчиненные могут указать на присутствие или отсутствие лидерских качеств у сотрудника.
Такой метод оценки так же полезен и самому сотруднику. Все мы, как правило, имеем свою точку зрения о том, как выглядим в глазах окружающих (о, я такой красавчег, прям вау! или молодые аспирантки находят меня умным). Такая оценка показывает реальное положение дел (Иванову абсолютно все равно во сколько уйдет соседний отдел домой - он передает закрывающие операции документы туда без 5-ти шесть.) Есть над чем задуматься, не правда ли? Неплохое подспорье для формирования команды внутри компании.
Но, по результатам оценки можно не только выявить наиболее профессиональных и авторитетных сотрудников и зачислить их в кадровый резерв, но и определить необходимые тренинги, а так же проследить их эффективность, путем оценки сотрудника через год.
Какие вопросы должны быть в оценочных листах, чтобы получить именно ту информацию о сотрудниках, которая необходима компании, а не будет являться просто приятным дополнением к вашему личному делу?
Все зависит от того, каким видит компания свой персонал. Как отражается миссия компании в нем. "Мы открыты каждому клиенту" - вежливость? Аккуратно включите вопрос про нее в опросник. И т.д. Получая ответы по каждому важному для компании критерию, тренируйте и развивайте свой персонал, чтобы он полностью соответствовал образу "идеального работника".

Кстати, не забываем, что в некоторых областях
и ежегодный медицинский проф. осмотр необходим