понедельник, 29 октября 2007 г.

Как правильно ставить цели подчиненным? Ответ.

Подзадержался я с ответом на поставленный вопрос в соответствующем посте.
Поэтому перейдем сразу к делу.
Зарубежный менеджмент рекомендуем нам ставить задачи по системе SMART.
Это акроним (так зарубежом называют, то, что мы зовем аббревиатурой), то есть слово составленное из первых букв других слов. Как же расшифровывается тогда SMART? Расшифровывается он по-разному :) То есть каждой букве может соответствовать несколько слов-прородителей, хотя весь смысл от этого не меняется. Рассмотрим один из вариантов.
Итак, цели (задачи) должны быть:

S
- specific (конкретные)
M - measurable (легко измеримые)
A - achievable (достижимые)
R - relavant & recorded (по делу и зафиксированные в письменном виде)
T - timed - bound (ограниченные во времени)

Что мы имеем согласно этой системе постановки целей?

Первое, цели должны быть конкретные.

- Миша, я хочу чтобы ты сходил и принес мне свой командировочный отчет за сентябрь месяц.
Если в этом случае Миша принесет зявку на конц. товары за апрель - идите и смотрите его личное дело в отделе кадров...

Второе - результат цели должен быть измеряем. Иначе не понятно - достигнута ли цель или нет и справился ли с ней подчиненный.

Цели должны быть достижимыми. Не надо ставить перед человеком цель, которую он на данном этапе не может достигнуть в силу каких-либо своих особенностей. Недостижимость цели может подорвать его будущие усилия и понизить самооценку. Работать с таким сотрудником в дальнейшем будет очень сложно. В то же время, это не значит, что надо ставить совсем уж легкие цели. Важный момент - достижение поставленной цели должно мотивировать сотрудника на дальнейшую работу и подкреплять его самооценку.
Так же достижимость цели означает ее подкрепленность всеми необходимыми для этого ресурсами.

Маша, ты у нас только что закончила курсы работы в Power Point и даже приклеила полученный диплом на стенке за твоим рабочим местом. Вот для тебя новая задача - сделай анимированную презентацию по росту нашего объема продаж для совета директоров. Вот тебе файл с исходными данными, картинки вставляй из нашей стандартной библиотеки.

Цели должны быть по делу - важно, чтобы цели согласовывались с миссией компании и с ее общими стратегическими целями, иначе - когнитивный диссонанс в мозгу сотрудника - а зачем мне это делать, какое это отношение имеет к деятельности нашей фирмы?
Эта презентация будет представлена на ежегодном собрании акционеров и покажет им, что поставленные перед нами маркетинговые цели достигнуты.
В этот момент Машенька не должна почувствовать никаких бессознательных позывов, которые бы однозначно появились, если бы вы попросили ее создать презентацию на тему "Организационная структура моей компании" для вашего вечернего образования.

И, наконец, цели должны быть определены во времени - не забывайте ставить сроки.
Да, Маша, срок у нас - эта среда 17.00

Теперь можно ответить на вопрос, поставленный в предыдущем посте - что должно быть в записке вашему коллеге.
Очевидно:
S: забрать ботинки в магазине по адресу (тут идет адрес)
M: положить их мне на стул
A: деньги я оставил в верхнем ящике стола, там вся сумма
R: с нашим шефом я договорился, что ты отойдешь после 12.00
T: сделать это нужно до 14.00, поставь себе напоминание на 12.00, чтобы в это время сходить.

Вот этот автомобильчик тоже зовется SMART-ом :)



1 комментарий:

Анонимный комментирует...

опечатка с слове "relevant"