Столкнулся на выходных с реальным использованием маркетинговой концепции 4P. Для тех, кто подзабыл, напомню, а кто помнит - смело пропускайте и читайте дальше со слов в воскресенье с утра....:
Продукт (Product) - качественный (в глазах потребителя), востребованный, конкурентноспособный и т.д. продукт; Например, бутылочка воды.
Цена (Price) - правильно выбранная цена продукта с учетом его позиционирования - нефиг продавать воду из-под крана за 2 копейки, если мы говорим, что это горная родниковая вода с уникальными целебными свойствами и быстрой доставкой на дом в район Рублевского шоссе.
Место продажи (Place) - нашу "уникальную" воду из luxary сегмента не надо продавать в палатках на Багратионовском рынке и в продуктовых магазинах-дискаунтерах (аля "Дикси" и "Копеечка"), ей место только в "Седьмом" и "Азбуке Вкуса", ну, на крайняк, в "Перекрестке". Сюда же можно включить и взаимодействие со всей сбытовой цепочкой.
Продвижение (Promotion) - это наша коммуникационная политика с потребителем (а можно и внутри самой фирмы пополоскать мозги - я это, кстати, только поддерживаю). Для того, чтобы потребитель понял, что наша водичка не для всех, нужно придумать, как мы ему это расскажем, как поможем легко найти бутылочку на полке магазина (мерчендайзинг нам поможет) и как мы простимулируем его пробную покупку.
В воскресенье с утра я повез родителей на овощной рынок в Теплый Стан (пользуется большой популярностью у москвичей, по параметру дешевизна). Они там отовариваются овощами и фруктами часто, а я там давно не был. Не буду рассказывать, как мы пробирались сквозь лотки с брюками и куртками, расположенными напротив палатак с селедкой к овощным рядам, а раскажу сразу о том как делали покупки.
Итак, покупаем помидоры. Цена - вполне удачная: 30 рублей за 1 кг. Попросили 3 кг.
Продавец набирает нам помидор в пакетик, завешивает, накидывает еще и еще....
-О! - говорит, - 3 кг. Затем накидывает еще немного и добавляет:
- на сто рублей теперь будет!
Батя берет пакет, вынимает из кармана безмен и говорит:
-Сейчас посмотрим.......
Продавец тянет руки к безмену, мол давай, я сам сейчас завешу, покажу!
- Не, не надо, мы сами. А ноль на наших весах правильный, вот - смотри! - отвечаем мы.
Взвешиваем, не хватаем 0.5 кг. Нормально так, да? На 3 кг, 500 грамм открутить. А сам еще нам, напомню, до 100 рублей набросил! Итого: вместо 75 хотел 100 срубить. То есть реальная цена, по которой он продавал, на 25% выше заявленной!
Не сопротивляясь, нам докидали помидор до 3 кг, на честную сумму в 90 рублей. А вот дальше последовал цирковой трюк: продавец просит 500 рублей, чтобы дать сдачи 410. Даем. Начинает отсчитывать, предварительно лизнув первую сотку. Отсчитал. Кладет на помидоры, лежащие на прилавке, всю сумму. Мать берет деньги, делает полшага назад и начинает считать. 310 рублей. Поворачивает голову к прилавку - вот она, соточка, лежит (приклеилась) к помидору! Продавец тут же говорит:
-Опять я виноват!?
Нет, дорогой, конечно, не ты. Просто ты решил, раз уж недовесить не дали, так хоть здесь кину, бабы то надо подымать.
Дальше, были баклажаны (минус 300 грамм на 4 кг), морковка (в районе 200 на 2(уже не помню) кг), свекла (тоже обсчет) и грибы (и тут не без этого).
После проведенной "контрольной" закупки, назовем это неплановое мероприятие так, меня посетили следующие мысли:
Зачем мы едем за овощами на рынок?
Спросите любого и он вам ответит бытовым языком, но в рамках 4P: дешево (Price), по-крайней мере дешевле, чем в соседнем магазине; свежие овощи (Product), а в магазине все подвяло; все там покупают (Promotion). С Place-ом, иногда выходит засада - не у всех рынки под боком, хотя, если рассматривать его как место, где есть все инградиенты для сотте или овощного салата, то все о'кей.
И вот я и думаю, а все ли в порядке с ценой? Ведь то, что написано на картоночке среди груды овощей - это же база, прибавляй к этому смело 25% - это то, что ты реально платишь. Не догоняет ли она теперь магазинную стоимость? Увы, еще не совсем... Хотя уже близка.
Product - всегда свежие? Продавец берет с витрины или лезет в ящики?
Place - о плайсе помолчу.... В следующий раз без прививок не поеду.
Огромная проходимость (мечта любого хозяина магазина) рынка, позволяет делать все эти "трюки" со взвешиванием - ты не купишь, купит другой.....
Promotion - работает в связке с "низкая" рыночная цена. Люди верят, что покупают реально(!) дешевле, чем в магазине.
Вот такие полумаркетинговые мысли....
P.S. Скажите маркетологи, в какое P включить осадок, который остается, когда понимаешь, что тебя "обманывают" и ты должен всякий раз просить милый торговый персонал компании-дистрибутора овощно-плодовой продукции доложить и посчитать тебе правильно?
Комментариев нет:
Отправить комментарий