среда, 31 октября 2007 г.

Финансовый менеджмент. Финансовая отчетность

Сегодня хочу написать о финансовой отчетности.
Поскольку я учусь не на финансиста, то мне абсолютно не стыдно (не стыдно ведь, правда? - обращаюсь сам к себе), что я могу не знать на зубок книжные понятия или путать какие-нибудь мелочи, которые реально не используется на практике. Я считаю, что главное - это понимание определенных финансовых механизмов и, скажем так, забуквенного смысла. Поэтому, буду далее описывать своими словами. Фу, оправдался :)
Кстати, я знаю, что меня читает, как минимум, один финансист - посмотрим, что он скажет:)

Итак, что такое финансовая отчетность? Для чего она нужна, кто ее составляет и зачем?

Финансовая отчетность визуально представляет из себя набор документов, составленный согласно определенному стандарту, коим является МСФО (Международный стандарт финансовой отчетности).

Вообще, можно сказать, что МСФО - это некий консенсус, к которому пришли в свое время крупные мировые инвесторы. Они сказали - информация должна выглядеть вот так, чтобы мы могли принимать инвестиционные решения наиболее обоснованно.

Составляет финансовую отчетность менеджмент компании для различных пользователей, главными из которых являются собственники компании, то есть ее акционеры. Основная цель финансовой отчетности - обеспечить достоверное представление информации о финансовом положение компании и о достигнутых финансовых результатах. Так же финансовая отчетность помогает обеспечить прозрачность компании, которая не только снижает риски для потенциальных инвесторов (а, значит позволяет брать у них деньги под меньший процент), но и дает возможность видеть находящемуся в круглогодичном отпуске собственнику, что происходит в его компании - как работает нанятая им команда.

Надо отметить, что есть разница между финансовым учетом и налоговым. Пользователи финансовой отчетности, как мы уже сказали, это в первую очередь собственники компании, во-вторую, потенциальные инвесторы, ну и далее все остальные стейкхолдеры*. Пользователи же налоговой отчетности - это налоговые органы. Вообще, эти два вида отчетности не совпадают в плане цифр, особенно в области признания расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу прибыли :)


Поскольку, менеджмент компании является заинтересованным лицом в результатах своей годовой работы (бонусы там всякие, да и вообще не хочется терять теплое местечко на заднем подогреваемом сидении Е-класса по дороге с арендованного коттеджа на работу), то не всему, что он напишет в этой отчетности можно верить. Другими словами, составленный документ нужно будет отдать на проверку, какому-то незаинтересованному, но при этом глубоко профессиональному лицу. Таким лицом является аудиторская фирма.

На мировом рынке среди всех аудиторских фирм пользуется авторитетом, так называемая, "Большая четверка": Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG, Deloite & Touche. Раньше, этих компаний было пять, но широкоизвестный экономико-этический кризис с Энроном поглотил одну из них... Кто знает, может когда-нибудь их останется 3...

Аудиторская фирма, за уместную для ее имени плату, проверяет составленную отчетность и выносит свой вердикт - правильно она составлена или нет. Если все как надо (ну или со слабыми отклонениями), то можно выуживать из нее уже показатели работы компании и на основании их строит свое будущее взаимодействие с ней.
С этими показателями мы познакомимся в следующем посте, а здесь, я считаю, необходимым добавить, то, что основные документы входящие в финансовую отчетность, это:
1. Отчет о прибылях и убытках.
2. Баланс
3. Отчет о движении денежных средств.

Первый составляется за год.
Баланс - это "фотоснимок" компании на отчетную дату.
Отчет о движении денежных средств - показывает денежные потоки по 3 основным видам деятельности фирмы и суммарный поток.
Для сравнения все эти отчеты дается за два года - отчетный и предыдущий, то есть наглядно видно, как изменились активы, прибыль, обязательства и т.д. компании за период.

Пост получился вводным (не считая первого поста 2-х месячной давности на тему финансового менеджмента) и, на мой взгляд, довольно легким. Дальше будем двигаться по отчетностям более подробно с описанием коэффициентов и небольшим количеством цифр (какие же финансы без цифр?).

Не каждая компания может себе позволить обслуживаться в авторитетной аудиторской конторе.
Так может денег не остаться и на дальнейшее увеличение бизнеса.


*Стейкхолдеры - а это кто такие? Вообще понятие стейкхолдеров пришло к нам, как это видно из фонетики самого слова с запада. В экономическом переводе оно означает - заинтересованные в работе компании лица. К ним можно отнести как акционеров и топ менеджмент, так и всех остальных сотрудников. Так же, стейкхолдеры - это клиенты компании, ее партнеры и все остальные личности, которые сталкиваются с ее деятельностью. Даже алкоголики, собирающиеся в моем районе по вечерам на детских площадках-трансформерах (утром и днем - мамы с детишками, вечером - их папы и дедушки), построенных Седьмым Континентом - тоже являются его стейкхолдерами. Вот так. надо будет их обрадовать :)
перечитал последний абзац и дописал:
...абсурд, конечно, получается - лояльные потребители Копейки являются стейкхолдерами Седьмого Континента....

P.S. 1. У кого есть силы - проголосуйте за эту статью на news2.ru.
2. Нашел у Лебедева раздел "Маркетинг" - залез, и как маркетолог офигел....

P.P.S. Приношу извинения за простои в публикациях - на этой неделе мы учимся ежедневно (!) плюс на работе сейчас работаю за двоих.
Тем не менее стараюсь писать, также делаю "заметки на полях" и отправляю их в черновики блога с целью продолжить интересные темы чуть позже. Помимо Финансового менеджмента, на подходе: "Стратегический менеджмент - введение", "Управление изменениями".

2 комментария:

EugeneZ комментирует...

Уже несколько месяцев читаю этот блог, интересно, но:
1) Так и не были раскрыты все хэдлайны из первого поста "откуда я взял бабки - в следующий раз." и "2 года после института трудового стажа (расскажу позже интересную историю про это ограничение)"
2) Слишком быстро закончилась серия постов "Прослушанные курсы" (особенно интересовала там рекомендуемая литература)

Александр комментирует...

О! Классно, а я все ждал, когда кто-нибудь вспомнит про анонс в первом посте!
Отвечаю:
1. В работе на предыдущем месте,был один сильно финансово-мотивирующий момент - командировки, длительностью месяц - чуть более. Реально можно было увеличить личное благосостояние по сравнению с месячной зарплатой раза в 3. Как раз перед началом обучения я "отъезжал" на 50 суток :) Так что здесь нет особого секрета :)
Теперь про ограничения в 2 года трудового стажа после института.
Я знаю, что на момент полугодовой давности, в одной из параллельных групп были люди, которые только-только окончили ВУЗ в этом году, и при этом не имели еще опыта работы! То есть, получалось что-то типа поучились на первом высшем, а теперь делать что? Пойдем теперь на МВА. Понятное дело, что в нашей стране, возможен вариант, когда человек окончил ВУЗ и при этом у него на эту дату 5 лет непрерывного стажа. Даже если меньше, то, на мой взгляд, тоже можно учиться на МВА. Но когда человек вообще еще не работал и понятие не имеет что такое бизнес изнутри организации, хотя бы с позиции ассистента, то, извините, какое тут МВА...
Кстати, мой приятель, учащийся на втором высшем (Паша, привет), рассказывал, что у них такие случаи не единичны, причем зачастую народ начинает получать второе высшее, не окончив еще первого. Это мода сейчас такая.
2. Про серию прослушанные курсы учту. Сейчас на подходе посты по текущим, но постараюсь выделить время. Из литературы, сразу приходит на память Ламбен по маркетингу, так как читал его совсем не давно.