Наверняка, все слышали это магическое слово - "рентабельность".
Вася, наш бизнес на гране рентабельности! Нам нужно возить не кожанные куртки, а купальные костюмы - июнь на дворе! Иначе - нам нечем будет платить за контейнер на Черкизовском...
Что имеет в виду автор этих случайных строк? Очевидно, какой-то измеритель бизнеса говорит ему о том, что надо задуматься... И этот измеритель называется им рентабельностью.
В предыдущих постах по теме финансовый менеджмент я придерживался линии разделения собственности и управления: отдельно собственники, дающие деньги, отдельно менеджеры, запускающие их в бизнес машину и приносящие прибыль первым. Здесь так же будем придерживаться такой же логики.
Итак, есть собственник бизнеса - вкладывающий в него деньги. Есть менеджер, управляющий ими. Естественно, собственник хочет получить с вложенных денег, как минимум не меньше, чем с аналогичного депозита в банке, а в идеале - как можно больше.
Соответственно, есть некая сумма инвестиций, которую он вкладывает, например 100 000 $ и есть желаемая годовая прибыль с нее в размере 15 000 $.
Тогда рентабельность инвестиций будет: 15 000 $/100 000 $ = 0,15 или 15%. То есть, каждый вложенный инвестором доллар принесет ему 15 центов.
Обозначается этот показатель, как ROI (Return of Investments) и расчитывается, как:
ROI = Прибыль/Инвестиции * 100%
В первом приближении можно смело говорить, что два этих показателя равны. Почему тогда они существуют параллельно? Дело в том, что инвестор оперирует ROI - так как он инвестирует деньги и ему нужно знать отдачу на них. Менеджер работает с ROA, так как его категория - это активы (даже если он еще ничего не купил на деньги, которые ему дал инвестор, то сами деньги являются активами).
Рассмотрим более внимательно показатель ROI. В числителе у нас стоит Прибыль, а в знаменателе Инвестиции. Чтобы математически увеличить значение ROI, нам нужно увеличить числитель (Прибыль) и уменьшить знаменатель (Инвестиции), но где гарантия того, что уменьшив на практике Инвестиции, у нас возрастет Прибыль? Если в краткосрочном периоде, избавившись от лишних на первый взгляд инвестиций (активов), мы можем расчитывать на увеличение Прибыли, то ее получение в долгосрочной перспективе оказывается явно под вопросом (Сократили НИОКР - сможем ли завтра конкурировать на тех же рынках с теми же компаниями?)
Попробуем представить ROI немного иначе. Для этого домножим и разделим дробь на Выручку. Получим следующее:
Что мы здесь получили? Первая часть этого выражения - это рентабельность продаж. Она показывает, сколько в каждом долларе в выручке, у нас находится прибыли. Если я знаю, что рентабельность продаж в моем магазинчике составляет 15% и только что покупатель оставил на кассе 300 рублей, то я могу сказать, что только что я получил примерно 45 рублей прибыли. Измеряется этот показатель в процентах.
Вторая часть последнего выражения для ROI - это оборачиваемость инвестиций. Если говорить по-простому, то эта та скорость, с которой они оборачиваются. Измеряется этот показатель в безразмерных величинах, то есть он является коэффициентом.
Тогда, с учетом этих двух составляющих, можно сказать, что ROI будет являться ни чем иным, как произведением рентабельности продаж на оборачиваемость инвестиций. Рентабельность продаж показывает сколько мы получаем с каждого рубля от проданного товара, а оборачиваемость, грубо говоря, показывает как часто эти продажи у нас происходят.
Например, у нас может быть шикарный ресторан, а у нашего приятеля кафешка на вокзальной площади. Закупая продукты у одного и того же поставщика, но ставя разную стоимость на готовые блюда (у ресторана, естественно, наценка будет больше), мы получим, что в каждом рубле в выручке ресторана для нас зашито гораздо больше прибыли, чем у нашего приятеля, владельца кафешки. Однако, это еще не значит, что рентабельность нашего бизнеса больше и в него выгодно вкладывать деньги, потому что, придя в наш ресторан, посетитель будет сидеть за столиком весь вечер, а за этот же период времени вокзальная кафешка пропустит десяток посетителей на тот же квадратные метр - другими словами, оборачиваемость у нее будет больше. Кстати, несколько лет тому назад, один человек рассказывал мне про показатели эффективности для ресторанной деятельности. Для ресторанов (в прямом понимании этотго слова) он приводил "среднюю величину чека", а для "Макдональдца", если я не ошибаюсь, скорость оборота посетителей. Но наиболее интересной была информация о том, как это достигается. Если в случае ресторана нужно создать человеку настроение хорошо провести там время и потратить деньги - уют, атмосфера, приятная музыка и так далее, то для "Макдональдца" нужно побыстрее отправить человека после оплаты еды из ресторана. Отсюда и цвета стен и столов в зале, и громкая музыка, и "удобство стульев"... Вопрос: У кого больше ROI? :)
Вообще, рентабельность можно считать чего угодно :) Например, можно посчитать рентабельность собственного капитала - она будет обозначаться как ROE (E- equity, он же - собственный капитал) и представлять собой отношение все той же прибыли, но уже к величине собственного капитала. Опять таки, мы можем домножать и эту дробь на взаимосокращающиеся величины (как в предыдущем примере - на Выручки или любые другие) и смотреть на получающиеся комбинации - какой смысл они несут, и как влияют на итоговую величину.
Рассмотренные коэффициенты можно легко посчитать из финансовой отчетности компании, которую она предоставляет всем заинтересованным лицам (а, как мы помним, этими лицами могут быть практически все, кто угодно), причем находясь вовне компании можно видеть, что это за бизнес и сравнивать ее с остальными представителями отрасли (если у них тоже открытая отчетность). Как рассмотренные коэффициенты высчитываются из отчетности я напишу в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий