Сегодняшний пуст будет немного суховатым, его цель - посмотреть, как на практике определяется ROI.
Вспомним теорию и перейдем к практике.
В качестве практики рассмотрим консолидированную финансовую отчетность компании "Балтика" (все пивко пьют, надеюсь?).
Поскольку "Балтика" является публичной компанией, то ее финансовая отчетность является открытым документом и скачать ее можно прямо с сайта.
Кстати, обычно финансовая отчетность публичных компаний находится на их сайтах в разделе "Инвесторам" или созвучном ему.
Итак, нам понадобятся "Отчет о прибылях и убытках" и "Консолидированный бухгалтерский баланс".
Слово "консолидированный" часто встречается в отчетах "Балтики", а почему? Дело в том, что "Балтика" - это не один завод, а группа компаний, у каждой из которых есть свое производство, свое имущество и т.д., а значит есть свои отчеты и свой баланс. Но когда мы говорим о группе компаний "Балтика" мы собираем все отчетности в одну - в консолидированную. Так, когда составляется консолидированный баланс, происходит сложение сумм по соответствующим статьям.
Давайте посчитаем значение ROI, за 2006 год:
Значит, на каждый вложенный рубль мы можем получить 18 копеек в год. Значительно больше, чем при банковском депозите, правда? :)
Прибыль мы взяли из "Отчета о прибылях и убытках", графа "Прибыль за год".
Для того, чтобы определить, что нам брать в качестве "Инвестиций" для подстановки в формулу, давайте вспомним, о чем я уже писал неоднократно: есть собственник, есть менеджер. собственник дает деньги менеджеру, то есть делает инвестиции, а менеджер использует их для покупки активов. Соответственно, все то, что принадлежит фирме (является ее активами), можно считать купленным на инвестиции. А активы компании у нас показываются в левой части баланса. Значит, смотрим в баланс, раздел "Итого активы".
Расчет за 2005 год показывает, что ROI у "Балтики" составлял 14,5%.
Поскольку одно из предназначений финансовых коэффициентов - это изучение динамики финансового состояния фирмы, то глядя на то, как изменился за год ROI, можно сказать, что у "Балтики" наблюдается хорошая динамика рентабельности. Кстати, еще можно сравнить ROI "Балтики" с другими компаниями пивного сегмента.
Учитывая то, что ROI может быть представлен, как произведение рентабельности продаж н а оборачиваемость инвестиций, мы можем посчитать его и через эти коэффициенты.
Рентабельность продаж: Прибыль/Выручка = 338 449/1 739 477=19.4%
Прибыль мы берем все оттуда же. Выручку - из соответствующей графы "Отчета о прибылях и убытках".
Покупаете бутылочку "Троечки" после тяжелого рабочего дня? Знайте, из каждого вашего рубля 19 копеек - это чистая прибыль "Балтики" (условно не рассматриваем наценку дистрибуторов и торговых сетей).
Обрачиваемость инвестиций: Выручка/Инвестиции = 1 739 477 / 1 872 999 = 0.93
Откуда брать соответствующие значения, вы уже знаете.
За 2005 год, рентабельность продаж составила 16.3%. Опять мы видим положительную динамику, и это несмотря на высокую конкуренцию в отрасли! Каковы причины такой динамики? Этот один из вопросов, которые стоят перед финансовым аналитиком.
Сегодня мы посмотрели как считается ROI, рентабельность продаж и оборачиваемость инвестиций на примере использования консолидированной финансовой отчетности компании "Балтика".
В следующий раз рассмотрим какую еще интересную информацию можно вытянуть из данных отчетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий